Влияние коробки передач на расход топлива

Как можно уменьшить потребление топлива автомобилем? С этим вопросом сталкивается любой владелец автомобиля. Существует много факторов, которые влияют на показатель расхода бензина. Это и воздушный фильтр, и прогрев двигателя, и диаметр колес, и состояние топливного фильтра и масла в двигателе, и качество самого топлива, и другие, менее значительные факторы. Существенный фактор экономии на топливе — его цена на АЗС, и тут можно сэкономить используя единую топливную карту, узнать о ней больше можно перейдя на сайт компании.

Мы же рассмотрим лишь один из них – коробку переключения передач. Это одно из устройств в автомобиле, которое оказывает существенное влияние на его экономичность. Если грамотно и умело обращаться с КПП, то расход горючего можно снизить более чем на 25%.

В вопросе экономии топлива имеет значение профессионализм водителя, то есть умение переключать передачу в нужное время. Это относится только к механическим коробкам передач, а в нашей стране пока еще большинство машин оснащено коробками передач именно такого типа; это только в крупных мегаполисах, таких как Москва, Питер, Екатеринбург, начинают преобладать автоматические коробки.

На заметку:

Принцип работы «механики» прост и понятен: первая передача – для того, чтобы сдвинуться с места и начать движение, вторая – для разгона, на третьей и четвертой оптимально ездить в городе и для обгона, пятая – для езды «с ветерком» по трассе. Использование какой-либо передачи допускается при определенной минимальной или максимальной скорости. Например, на первой передаче разгон допустим до 20 километров в час, а работа второй передачи начинается от 10-20 километров в час.

Диапазоны скоростей в смежных передачах перекрываются, благодаря этому можно без дергания и рывков переключать передачи при разгоне и во время снижения скорости, если производится торможение двигателем. Нужно учитывать, что пониженные передачи более мощные, но при этом медленные. Когда они включаются, то колеса автомобиля вращаются легко. Однако вы не сможете быстро поехать: мотор будет громко реветь, так как ему придется работать на повышенных оборотах. Достичь на этой передаче более высокой скорости вам не удастся.

Поэтому, как только ваш автомобиль, тронувшись с места, немного разгонится, не доводите до «перекрута» — сразу переключайтесь на вторую передачу. Эта передача более скоростная, хотя и менее мощная. На ней вы можете разогнать автомобиль до скорости 40-55 км/ч и потом только повысить передачу до третей. Она еще более скоростная, но еще менее мощная. Это главный принцип правильного использования коробки передач – вовремя и быстро переключать рычаг выбора передачи.

Чем выше передача при движении, тем ваша езда будет более экономичной, потому что больше топлива потребляется двигателем на низких передачах. И это при условии, что двигателю хватает мощности, чтобы тянуть машину на данной скорости без перегрузки. Поэтому специалисты и эксперты не рекомендуют ездить на скоростях, которые являются максимальными или минимальными для данной передачи.

Всегда выбирайте средний интервал. К тому же, если вы будете ездить на завышенных или заниженных оборотах, то это окажет отрицательное влияние на работу самого двигателя вашего автомобиля. Мотор будет испытывать недостаток мощности или наоборот, будет требовать более высокую передачу, то есть начнёт реветь.

Чтобы вы могли правильно определить, когда следует переключиться на повышенную передачу, обращайте свое внимание на тахометр: он показывает, с какой частотой вращается коленвал. У двигателей, работающих на бензине, оптимальный показатель — около двух, двух с половиной тысяч оборотов в минуту на любой передаче, у дизельных двигателей цифры меньше – полторы — две тысячи об/мин. Значит, переход на следующую, повышенную передачу надо делать, когда коленвал раскручен до двух с половиной — трех с половиной тысяч об/мин для бензиновых двигателей, а для дизельных — до частоты в две – две с половиной тысячи об/мин.

И не опаздывайте с переключением, помните, что на повышенных оборотах потребление горючего стремительно растет. Путем опытных исследований было установлено, что потребление горючего будет меньше при движении автомобиля на четвертой передаче при скорости 50 километров в час, чем при движении на той же скорости, но на пятой передаче. Вывод ясен: занижение частоты вращения коленвала на повышенной передаче также влечет за собой повышенный расход топлива.

Для экономии топлива хорошо уметь ездить накатом на нейтральной передаче. Но, с точки зрения безопасности, это не всегда приемлемый вариант. Если ваш двигатель не работает стабильно на холостых оборотах, и мотор заглохнет, то перестанут работать вакуумное усиление тормозов и гидроусилитель руля. А это чрезвычайно опасно! На современных же автомобилях экономнее всего двигаться накатом с включенной передачей. До момента падения оборотов до 800-900 потребление топлива двигателем прекращается почти полностью. Те, у кого установлен бортовой компьютер, показывающий расход топлива, могут убедиться в этом сами на практике.

Для механической коробки передач имеет значение количество ступеней: чем их больше, тем экономичнее расходуется топливо двигателем. Автоматическая коробка передач вообще менее экономична. Она намного упрощает процесс управления, но за это удовольствие приходится расплачиваться. Потребление горючего у автомобилей, оборудованных АКПП, в среднем на 10% выше, чем у машин с механической КПП.

На заметку:

Если у вас машина с коробкой «автомат», то не включайте слишком часто режимы «Kick Down» и «Sport», они повышают топливо потребление. А вот используя режим «Winter», вы получите положительный эффект. Для экономии топлива в городских условиях, если вы долго стоите на светофоре или в пробке с включенным двигателем, переводите рычаг КПП в положение «нейтраль».

Экономьте топливо, берегите экологию вашего города и будьте удачливы на дороге!