Довольно любопытным моментом является то, что вариатор как схема значительно старше такого продукта двадцатого века как коробка передач. Использование шкивов и ремня было распространено ещё в эпоху раннего Средневековья. Простая и надёжная схема уже долгие годы не даёт покоя конструкторам автомобилей. Ставшие традиционными трансмиссии использовались в первых автомобилях отнюдь не из-за преимуществ их механической конструкции в сравнении с альтернативными вариантами. Единственным условием, которое и определило развитие автомобильной отрасли на долгие годы, стала механическая управляемость систем. Сейчас, когда автоматизированные системы контроля внедряются повсеместно, многие из компонентов традиционных АКПП становятся архаичными, даже при постоянном их совершенствовании.
Единственным препятствием на пути вариаторов всё ещё остаётся вопрос износоустойчивости материалов. Колоссальные нагрузки, которым подвергаются системы автомобиля, требуют соответствующей долговечности компонентов и особой конструкции ремня. С развитием и совершенствованием доступных технологий стоимость узла становится боле доступной. Сегодня запчасти для АКПП можно легко приобрести на специализированных сайтах, например, на этом — Мехатроника
Переключение передач в традиционных автоматах, а также роботизированных КПП всегда сопровождается рывками при размыкании и смыкании элементов. Даже несмотря на целый ряд усовершенствований этого невозможно избежать полностью. Увеличение количества диапазонов, которые можно наблюдать в последних моделях является только расширением стандартной модели, одновременно с её усложнением. С мягкостью и плавностью изменения крутящего момента, свойственным вариаторам, не способна сравниться даже работа современных роботизированных преселективных систем. Последние, хоть и являются новым словом в автомобилестроении, всё же чрезвычайно сложны.
По характеристикам движения вариатор уступает традиционным системам в динамике только на первых десятках метров. После старта и набора скорости отсутствие переключения между диапазонами позволяет сконцентрировать всю мощь двигателя на ускорении. Благодаря этому он оставляет позади автомобили с традиционными типами АКПП на более длинных дистанциях. Наличие только одного узла передачи усилия делает систему чрезвычайно надёжной в эксплуатации. Двигатель с вариатором не глохнет на светофорах и не откатывается на подъёмах. При любой ситуации старт всегда осуществляется мягко, обеспечивая двигатель щадящим режимом эксплуатации. При достаточном опыте вождения, такой автомобиль в управлении существенно проще. Комфортный и динамичный, он прекрасно подходит как для городских улиц, так и длинных шоссе.
Японские модели стали первыми транспортными средствами с вариатором, попавшими на территорию нашей страны. Хотя особенности конструкции трансмиссий в то время ещё не были широко известны клиентам, характерный равномерный звук двигателя, неспешность, плавная динамика и уверенность на дороге стали неотъемлемыми чертами этих автомобилей. За долгие годы узел прошёл ряд существенных модернизаций, использование особых сплавов позволило добиться сроков эксплуатации, сравнимых с ресурсом самого автомобиля. При всей доступной мощности, автомобиль всегда движется плавно, обеспечивая максимальный комфорт без большого набора дополнительных элементов. Совершенствование управляющей электроники и разработка не менее прочных, но более доступных сплавов позволяет отнести вариаторы к перспективному типу трансмиссий, актуальность которого не уменьшится до тех пор, пока существует ДВС.