Автомобиль представляет собой огромный комплекс деталей и узлов, которые действуют на принципах механики, электромеханики и электроники. Двигатель должен работать безотказно в нужное водителю время независимо от того, как изменились внешние факторы.
В этом помогают датчики. Они не просто фиксируют изменения внешней среды, но и посылают сигнал пользователю, а иногда и на конкретные механизмы транспортного средства. Для примера читайте подробнее про датчик распредвала на proavtomaster.com – суть предназначения этих элементов будет понятна.
Для температуры охлаждающей жидкости
Особенности:
- расположен на голове блока цилиндров;
- когда диагностируемая среда меняет температуру, изменяется входное сопротивление;
- индикатор на панели (загоревшаяся лампочка) предупредит о перегреве буквами «ОЖ», если сам датчик неисправен.
Кислородный (лямда-зонд)
Входит в электронную систему управления двигателем, благодаря которой:
- регулируется количество топлива;
- обеспечивается его полное сгорание.
Цель датчика – определять, сколько после сгорания топлива осталось кислорода внутри выпускного коллектора. Если датчик неисправен, расход топлива будет повышенным.
Расход воздуха
Работает через нагревательную спираль MAF-сенсора, которая установлена перед воздушным фильтром транспортного средства. Суть – реагирование на количество тепла, передаваемого воздушному потоку внутри впускного коллектора двигателя. Если скорость и массовая доля потока воздуха меняется, температура нагревательного элемента тоже меняется.
Датчик коленчатого вала
Расположен на нижней части блока цилиндров двигателя. Измеряет частоту вращения коленчатого вала. Какие симптомы говорят о неисправности датчика? При холостом ходе двигатель:
- работает нестабильно;
- детонирует;
- глохнет.
Устроен по электромагнитному принципу.
Датчик дроссельной заслонки
Особенности и устройство:
- исполнительным элементом является шаговый двигатель;
- роль чувствительного элемента играет температурный датчик;
- действует по электромеханическому принципу;
- меняет положение дроссельной заслонки при изменении температуры ОЖ.
Угол поворота распредвала
Особенности:
- расположен на головке блока цилиндров;
- следит за частотой вращения распредвала двигателя;
- посылает сигналы в блок управления, с тем чтобы далее определялось положение поршней в цилиндрах на текущий момент.
Давление масла
Находится на блоке цилиндров двигателя. Функции и принцип действия:
- состоит из двух полостей с гибкой мембраной между ними;
- при изменяющемся давлении масло давит на мембрану;
- в соседней полости (измерительной) к мембране подсоединен шток реостата, общее сопротивление сенсора меняется в зависимости от степени давления масла.
Если индикатор на панели ТС загорелся – датчик, скорее всего, вышел из строя.
Уровень топлива
Расположен в корпусе бензонасоса. Состоит из трёх элементов:
- поплавок со штангой;
- секторный реостат;
- указатель (электронный либо стрелочный) на панели ТС.
При изменении количества топлива поплавок через штангу влияет на реостат. Вследствие этого меняется сопротивление датчика. Сигналы идут на указатель, где водитель видит фактические показания.
Детонация в двигателе
Находится на блоке цилиндров в области воздушного фильтра. Служит для изменения угла опережения зажигания для недопущения детонации – взрывного фактора при сгорании топлива.
Датчики АБС/ABS
Особенности и функционал:
- являются частью антиблокировочной системы;
- размещаются на колесах автомобиля;
- имеют электромагнитную основу;
- изменяют частоту вращения колес через взаимодействие с сигнальным зубчатым диском на ступице.
Все датчики имеют четко прописанные симптомы неисправностей, а также рекомендации по их устранению. При выходе приборов из строя опытные профессионалы решат проблему с гарантией безопасности дальнейшей эксплуатации.