«

»

Новый российский локомотив усилит значение БАМа

Фото:

Деловая газета «Взгляд»

Начались испытания нового отечественного локомотива, самого мощного в стране. Трехсекционный тепловоз предназначен в первую очередь для БАМа — и ключевая российская магистраль за счет нового локомотива сможет существенно увеличить пропускную способность. Правда, производителям останется решить важную проблему — зависимость от американских двигателей. В октябре на Байкало-Амурской магистрали (БАМ) начнутся испытания самого мощного в России магистрального тепловоза 3ТЭ25КМ2М. Планируется, что на БАМе он совершит 50 тыс. километровый испытательный пробег. Сейчас два новых локомотива проходят опытный пробег в Курской области. Тепловоз разработан «Брянским машиностроительным заводом» (входит в «Трансмашхолдинг») в рамках заказа от РЖД. В декабре 2015 года был подписан протокол о намерении. Год потребовалось на разработку конструкторской документации, еще год на изготовление опытных образцов. Новый тепловоз позволит увеличить пропускную способность на самых сложных участках БАМа. Работающие сегодня тепловозы могут перевозить грузовые составы лишь до 4,4 тыс. или 5,1 тыс. тонн, новый же локомотив — до 7,1 тыс. тонн. Это позволит нарастить годовые перевозки по БАМу с 30 млн до 45 млн тонн, отмечают в пресс-службе «Трансмашхолдинга». Прокладки дополнительных железнодорожных путей не потребуется. В первую очередь, такие локомотивы предназначены для участка Таксимо-Советская Гавань протяженностью свыше 2,8 тыс. км, где как раз нет электрификации. «Ввод в эксплуатацию на БАМе данного тепловоза позволит как повысить вес водимых составов, так и заменить выработавшие свой ресурс локомотивы 3ТЭ10МК», — отмечают в российском холдинге. Старые локомотивы серии ТЭ уже выводят из эксплуатации. В конструкции тепловоза установлены оборудование и узлы, которые позволяют повысить технико-экономическую эффективность новых локомотивов. Так, вместо обычного тормозного крана локомотив оснащен краном с дистанционным управлением и модулем тормозного оборудования. Имеется черный ящик, подобный тому, который устанавливается на самолетах. Стали более совершенными системы управления, безопасности и видеорегистрации. Предполагается, что применение нового трехсекционного тепловоза вместо двухсекционных в условиях БАМа приведет к снижению затрат жизненного цикла порядка 40%. При необходимости тепловоз можно использовать не только на Дальнем Востоке, но и в европейской части России — на загруженных участках со сложным профилем пути. Однако

потребности только БАМа в новых локомотивах для вождения составов 7,1 тыс. тонн до 2020 года составляет 260 штук, а до 2025 года — 406 штук. Поэтому проблем с заказами на новый тепловоз точно не возникнет.

«Работа по реконструкции и развитию Восточного полигона отечественных железных дорог идет уже несколько лет. Активизируется торговля со странами Азиатско-Тихокеанского региона, поставлена задача по увеличению транзитных перевозок на маршруте Европа — Азия, начинают реализовываться планы по освоению зоны БАМа. Все это создает спрос на более мощные локомотивы», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Производственные мощности БМЗ рассчитаны на выпуск 300 секций тепловозов в год. Учитывая, что новый тепловоз трехсекционный, то завод может выпускать по 100 таких локомотивов в год. Что касается двигателя, то на тепловоз устанавливается дизельный двигатель GECO12, разработанный американским General Electric. «В области инжиниринга это 100% российский продукт. Однако на первых двух тепловозах применен ряд узлов иностранного производителя, которые на последующих локомотивах будут заменены на российские аналоги (тяговые двигатели, тяговый агрегат), либо их производство будет локализировано на территории России (дизельный двигатель GEVO12)», — отмечают в «Трансмашхолдинге». В прошлом году «Трансмашхолдинг» и General Electric подписали соглашение о создании СП «Пензенские дизельные двигатели» по производству локомотивных дизелей семейства GEVO, разработанных в GE. Мощность завода — 250 дизелей мощность от от 1600 до 4700 кВт в год. Конечно, в рамках импортозамещения и геополитического противостояния с США лучше быть независимыми от американских двигателей. «В ближайшие годы придется прибегать к помощи американских специалистов, — говорит первый вице-президент Российского союза инженеров
Источник